В течение года специалисты ИНГГ СО РАН шефствовали над учениками Ордынской средней общеобразовательной школы №1. О первых итогах этого проекта рассказала София Павловна Грахова – научный сотрудник лаборатории эколого-экономического моделирования техногенных систем ИНГГ СО РАН.

– Рабочий поселок Ордынское находится в ста с лишним километрах от Новосибирска. Как началось ваше сотрудничество с ордынской школой?

– В октябре 2019 года молодые ученые институтов СО РАН провели по Новосибирской области ряд лекций в рамках фестиваля NAUKA0+. Я тоже принимала участие в этом проекте и выступала как раз в р.п. Ордынское – рассказывала школьникам о своей профессии и о деятельности ИНГГ СО РАН в сфере экологии.

Нашей работой очень заинтересовалась Людмила Николаевна Жвирдинас – учитель химии и биологии школы №1 р.п. Ордынское. Она решила поближе познакомить своих учеников с тем, чем занимаются геологи и экологи, и попросила нас взять шефство над восьмиклассниками. Так завязалось наше научно-образовательное сотрудничество.

 


 

​​София Грахова и гости из Ордынского в стенах Института

 

– В чем именно заключалось ваше шефство?

– Людмила Николаевна ведет для своих учеников экологический спецкурс, в рамках которого мы начали совместный проект по мониторингу экологической обстановки в Ордынке. Ребята отобрали пробы почвы на своих огородах, высушили ее для последующей обработки и анализов – задание им выдала профессор Светлана Борисовна Бортникова.

Ну, и затем, в январе этого года Людмила Николаевна и 10 ее учеников приехали в Академгородок. Мы показали им Центральный Сибирский геологический музей и лабораторию геоэлектрохимии ИНГГ СО РАН – о своей работе рассказали заведующая лабораторией Светлана Борисовна Бортникова и старший научный сотрудник Наталия Викторовна Юркевич​.

– Удалось ли ребятам поучаствовать в лабораторном мастер-классе и примерить на себя роль исследователей?

– Конечно – это была самая важная и интересная часть экскурсии. Под нашим руководством восьмиклассники провели обработку образцов почвы и подготовили их к рентгенофлуоресцентному анализу (РФА). Дети научились просеивать и истирать пробы, пользоваться лабораторными весами и прочими принадлежностями.


 


 

В лаборатории школьники работали под присмотром Софии Граховой и ее коллеги, старшего научного сотрудника ИНГГ СО РАН Алексея Еделева


 

– Чем завершился ваш шефский проект?

– Как только были получены результаты анализов проб почв, мы передали их ребятам. Под руководством учителя дети проанализировали полученные результаты и написали об этом научно-практическую работу, с которой участвовали во Всероссийском конкурсе «На старт, экоотряд!». В сентябре пришли итоги: наши подшефные школьники заняли второе место. Это большой успех, поздравляем их от всей души!

– Будете ли вы развивать такое научно-образовательное сотрудничество в будущем – возможно, со школами из других районов Новосибирской области?

– По возможности мы продолжим подобные проекты, потому что это очень важно. У ребят остаются не только знания и навыки, но и яркие впечатления от исследований, научной среды. Возможно, кто-то из них в будущем решит связать свою жизнь с экологией.

Беседовал Павел Красин

Фото Павла Красина