Молодой ученый и активный популяризатор науки, инженер лаборатории геоэлектрики ИНГГ ​​СО РАН Владимир Гурьев рассказал о том, почему важно заниматься научпопом, как удержать внимание аудитории в процессе лекции и какие просветительские проекты он планирует реализовать в ближайшем будущем.

– Владимир Андреевич, Вы – один из самых деятельных популяризаторов науки среди ученых ИНГГ СО РАН. Как Вы пришли к тому, чтобы настолько серьезно заниматься научпопом?

– Когда я был четвероклассником, мой отец принес домой научно-популярный фильм про сверхмассивные черные дыры, где рассказывалось не только о самих этих таинственных космических объектах, но и об их исследователях. Именно тогда я заразился наукой, поскольку увидел волшебство рождения «на кончике пера» самых невероятных идей.

Позже, пытаясь погрузиться в различные научные направления, я столкнулся с тем, что помимо школьных курсов по тем или иным предметам, необходимо изучать немало дополнительной информации, которая не всегда изложена понятным для неподготовленного читателя языком. В моем родном Усть-Каменогорске не было движения наупопа, а потому было мало возможностей узнать что-то новое, интересное, передовое из мира науки напрямую от тех, кто этой самой наукой занимается.

Через годы, когда я поступил на кафедру геофизики ГГФ НГУ и переехал в Новосибирск, я увидел, какой интерес вызывает у непричастных к науке людей научпоп, как он развивается и носит все более массовый характер. Более того, я сам в это дело втянулся – сначала как слушатель, а через некоторое время, набравшись знаний и опыта, как лектор.

– Вы регулярно участвуете в ​конкурсах научно-популяр​ных лекций​ – в том числе, в тех, что организует Совет научной молодежи ИНГГ СО РАН. Чем Вас привлекают эти мероприятия?

– Всегда очень приятно участвовать в подобных конкурсах по целому ряду причин: замечательная атмосфера, нетривиальные доклады, а главное – люди, которым действительно интересна наука. Ведь такие мероприятия – это результат совместных усилий всех, кто принимает в них участие, вне зависимости от роли. Очень приятно, что нам, молодым ученым, оказывают поддержку и предоставляют площадки наши более опытные коллеги, которые и на поприще научпопа являются нашими учителями. Спасибо советам научной молодежи ИГМ и ИНГГ СО РАН за достойную организацию подобных мероприятий и за приглашение в члены жюри старших коллег не только из ИГМ и ИНГГ СО РАН, но и из других институтов, а также самых главных судей – школьников, для которых все это и делается.

Лично для меня подобные конкурсы – это не соревнование с коллегами или борьба за приз, а способ удовлетворить собственное желание сначала изучить самому и потом рассказать своему ближнему что-то интересное.

– У Вас большой опыт в выступлениях перед самыми разными слушателями. Какие приемы Вы используете, чтобы публика лучше усваивала материал лекции?

– Для меня всегда важен диалог лектора и аудитории, поскольку я на собственном опыте за годы учебы твердо осознал, что именно формат живой беседы лучше всего способствует усвоению нового материала. Также мне очень нравится нетривиально говорить о чем-то: использовать наглядные жизненные аналогии, добавлять на слайды презентации немного юмора, неожиданный факт или что-нибудь очень красивое, чтобы в неожиданном месте не только дать публике эмоциональную разгрузку, но и вновь сконцентрировать ее на докладе – и таких «уловок» очень много. Хотя, конечно, для привлечения внимания лучше всего провести эксперимент или «пустить» по аудитории несколько интересных образцов, чтобы показать: геология и геофизика – это не только виртуальные картинки и текст в презентации, но и нечто настоящее.


​Слушатели лекции Владимира Гурьева на Днях науки в ИНГГ СО РАН (февраль 2020 года)


   Моя любимая фраза в ходе каждой из моих лекций про геофизику: «Как вы могли заметить, в геофизике никакой магии нет!». Иногда я стараюсь придумать для аудитории какой-нибудь домашний эксперимент, чтобы слушатели могли лучше понять суть лекций. Вот это для меня зачастую становится сложной задачей, поскольку нужен безопасный, доступный к исполнению, при этом наглядный и интересный опыт.

– Что самое важное для популяризатора науки?

– Самое важное – донести до аудитории ту мысль, что наука – это не про странных ученых в белых халатах, которые занимаются за дверями своих кабинетов чем-то необъяснимым и непонятным даже им самим. Наука – это про окружающий нас мир, ведь чем активнее она развивается, тем больше мы понимаем его, и тем лучше и проще нам будет в нем жить. При этом не стоит забывать, что зачастую в науке ответ на вопрос порождает новые вопросы.

– А что для Вас самое приятное в популяризаторской деятельности?

– Самым приятным является отклик от слушателей – их вопросы, отзывы, просьбы рассказать про что-то еще. Был даже такой памятный случай: на «Ночи в НГУ» осенью 2019 года ко мне подошли две девушки и, узнав меня по моим выступлениям, сказали, что поступили на кафедру геофизики ГГФ НГУ, вдохновившись моими рассказами про геологию и геофизику.

– Какими проектами в области научпопа Вы займетесь в ближайшем будущем?

– Раскрою небольшой секрет: на текущий момент я планирую создать собственный YouTube-канал и выйти на другие интернет-площадки, чтобы уже там продолжить популяризацию науки. В частности, хочу сделать больший акцент на науки о Земле, поскольку им деятели научпопа уделяют довольно ограниченное внимание. При этом обязательно продолжу участвовать в конкурсах лекций, фестивалях и других подобных мероприятиях.


Сотрудники ИНГГ СО РАН Владимир Гурьев и Инга Сотнич с министром науки и инновационной политики НСО А.В. Васильевым, получают благодарности за участие в Фестивале науки NAUKA 0+ (2019), в ходе которого молодые ученые прочитали лекции в районах Новосибирской области


 

Беседовал Павел Красин​

Фото Николая Патрикеева (1), из архива ИНГГ СО РАН