​Лаборант лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя ИНГГ СО РАН Всеволод Ефременко – о том, почему важно популяризировать науку, как провести увлекательную лекцию для школьников и какие приемы помогают успешно нести палеонтологию «в массы».

– Всеволод, среди молодых ученых ИНГГ СО РАН Вы – один из самых активных деятелей научпопа. Как Вы пришли к мысли о том, что науку стоит популяризировать?

– Начиная с первого курса НГУ, я ходил на различные открытые лекции и научно-популярные мероприятия. Меня тогда удивляло умение ученых говорить о самых сложных вещах простым языком – даже, к примеру, о математике.

Постепенно я понял: в науке очень важно доступно рассказывать о своей деятельности. Многим кажется, что ученые занимаются вещами, сильно оторванными от действительности и часто недоступными для широких масс. Это сказывается на вовлечении молодежи в науку, а также на распространении научного подхода во всех сферах жизни. И особенно важно работать со школьниками, так как редко кто на момент окончания школы ясно себе представляет, чем он будет в дальнейшем заниматься.

Если бы ко мне в школу не пришли с лекцией представители ГГФ НГУ, может быть я и не стал бы ни геологом, ни ученым. Все эти мысли рождались по ходу обучения в университете и в итоге привели меня в научпоп.



Выступление В.Д. Ефременко на конкурсе научно-популярных лекций


– В рамках Дня Российской науки Вы выступили с видеолекцией о палеонтологии и ее роли в изучении природы. Почему Вы решили обратиться именно к этой теме?

– Изначально лекция была создана для программы привлечения абитуриентов на ГГФ НГУ, в рамках которой я выступал в школах перед выпускными классами. Я рассказывал ребятам о занимательных фактах, и по ходу лекции мы вместе решали интересные палеонтологические задачи.

В дальнейшем я усовершенствовал выступление и добавил наглядную демонстрацию принципов стратиграфии, тесно связанной с палеонтологией. Этот вариант был представлен на конкурсе научно-популярных лекций, организованном Советами научной молодежи ИНГГ СО РАН и ИГМ СО РАН.

Ну, и самую актуальную версию доклада я подготовил специально ко Дню Российской науки. Эта лекция включает как геологические, так и биологические аспекты палеонтологии, что помогает донести до аудитории пограничное положение этой науки и описать ее разнообразие.

– Вам довелось читать лекции для самых разных слушателей – в том числе, и по возрасту. С кем легче взаимодействовать – с детьми или со взрослыми?

– Пока что у меня больше опыта работы со школьниками, но могу сказать, что к детям и взрослым нужен разный подход. Взрослые слушатели, как правило, обладают высшим образованием, и им скорее интересны лекции про конкретные исследования – особенно, если их представляют сами авторы.



Сочетание научной информации и увлекательной формы подачи – ключ к успеху научно-популярной лекции


Лекции для школьников, напротив, должны нести общеобразовательный характер. Им нужно рассказывать о науке в целом, без обилия сложных терминов, чтобы избежать непонимания – ведь у детей чаще всего нет базовых знаний. Я уже привык к работе с детьми, нашел к ним некоторый подход, поэтому пока легче работать с ними.

– Как заинтересовать детскую аудиторию и удержать ее внимание?

– Перед началом лекции школьникам всегда кажется, что сейчас будет очередной урок. Поэтому лектору нужно сразу же дать им понять: сейчас можно расслабиться. Моя задача – как можно быстрее «расшевелить» детей, чтобы в дальнейшем они спокойно слушали и не стеснялись задавать вопросы.

Необходимо следить за речью, не допускать монотонности; можно шутить. Чтобы наладить контакт, я часто задаю аудитории вопросы. Для удержания внимания также важно хорошо структурировать доклад, чтобы при потере нити повествования слушатель мог самостоятельно понять, о чем речь.

Кроме того, я стараюсь наполнять лекции задачами, которые можно решать вместе с аудиторией. Это тоже помогает удерживать внимание и способствует лучшему пониманию материала.



Хороший иллюстративный материал также помогает удержать внимание слушателей. В ходе лекции В.Д. Ефременко демонстрирует изображения разных ископаемых существ. Это, например, опабиния, обитавшая в океанах Земли около 520 млн лет назад



– Какой отклик от аудитории Вы получаете по итогам выступления, часто ли слушатели задают вопросы?

– Обычно вопросов не так много, как хотелось бы. Самый распространенный отклик – «Спасибо за лекцию!», что является лучшим результатом.

Ну, а самый лучший вопрос я получил, когда выступал в 102-й школе. После лекции, где я рассказывал и про палеонтологию, и про НГУ, одна девочка спросила меня: «А в университете все лекции так интересно читают?». Жаль было ее разочаровывать…

– Какие у Вас планы по дальнейшей популяризаторской деятельности?

– Для начала – подготовить лекцию по своей научной работе. У меня уже есть план доклада, нужно только его оформить. И тогда с ним можно будет принимать участие в различных научно-популярных мероприятиях для взрослых. Что касается детей, я ожидаю окончания дистанционного режима, чтобы восстановить поездки по школам. Надеюсь, ГГФ НГУ окажет мне в этом поддержку.

– Какие советы Вы можете дать начинающим популяризаторам – на что обратить внимание, каких ошибок не допускать?

– Могу дать такой совет: необходимо постоянно практиковаться. Чем больше различных выступлений будет на вашем счету, тем легче станет подбирать нужные слова и рассказывать сложные вещи простым языком. Еще стоит следить за новостями из мира науки – это помогает дополнять лекции интересным и актуальным материалом. И не нужно бояться экспериментировать, пытаться объяснить очень сложные вещи, или рассказывать, казалось бы, о скучных вещах. Может быть, именно это и поможет доказать, что скучной науки не бывает.


Беседовал Павел Красин

Иллюстрации предоставлены В.Д. Ефременко