Ю.И. Колесников
К.В. Федин
Л. Нгомайезве

: Инженерные изыскания

Для обеспечения безопасной эксплуатации автомобильных дорог необходим периодический контроль состояния дорожного покрытия. В последнее время для проведения таких исследований широко используют методы малоглубинной геофизики. Однако, несмотря на разнообразие применяемых для контроля дорожного покрытия методов и решаемых с их помощью задач, точность и достоверность получаемых результатов не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. В статье представлены результаты натурных экспериментов, демонстрирующие возможность обнаружения полостей под твердым дорожным покрытием по изгибным стоячим волнам. Для выделения стоячих волн из регистрируемого на поверхности покрытия акустического шума применялось накопление амплитудных спектров большого числа шумовых записей. Показано, что совместная визуализация осредненных спектров, полученных при профильных наблюдениях над полостью, позволяет уверенно идентифицировать несколько мод изгибных стоячих волн по чередованию вдоль профиля узлов и пучностей на некоторых частотах. По данным площадных измерений построена карта распределения амплитуд одной из мод изгибных стоячих волн над полостью (промоиной под асфальтовым покрытием тротуара). На качественном уровне это распределение согласуется с результатами проведенного компьютерного моделирования методом конечных элементов.